БИБЛИОТЕКА
Антипасха (греч. напротив Пасхи) - первое воскресение после Пасхи. Иначе называется "Фомина неделя", т.к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы (см. Ин. 20; 19-29).   
Словарь церковных терминов и понятий

Антифон (греч. звучащий в ответ) - песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в Церкви с II в. По преданию, установление в церковной службе антифонного пения принадлежит священномученику Игнатию Богоносцу, который в особом видении удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119-133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни - стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу - особые, праздничные антифоны. В настоящее время антифонное пение в приходских храмах соблюдается редко (в основном, из-за того, что на службе поет один хор). Кроме песнопений, указанных в уставе напрямую в качестве антифонных, есть еще несколько таких, которые поются антифонно по традиции (когда на службе два хора). Например, 33-й псалом, воскресные тропари по Непорочных ("Ангельский собор"), песнь Богородицы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Анфипат
- наместник, проконсул.   
Словарь церковных терминов и понятий
Анфракс (карбункул, яхонт; Тов 13:17, Исх 28:18, 39:11). Анфракс, иначе карбункул, редкий и драгоценный камень, находимый преимущественно в Перу и восточной Индии и бывший предметом торговли с Тиром, имеет темно-красный цвет. При солнечном свете он теряет свой темный оттенок и походит на горящий уголь, отчего и получил свое название. Он занимает первое место во втором ряду наперсника судного первосвященника. Еврейское слово Barkath у Иез 28:13 и Ekdach у Ис 54:12 переведено словом карбункул, для обозначения, на ряду с прочими драгоценными камнями, славы, красоты, великолепия, чистоты и блеска вечных обиталищ для душ праведных.   
Словарь церковных терминов и понятий

Апокриф
(от греч. - тайный, сокровенный), произведение с библейским сюжетом, не включенное Церковью в библейский канон. Слово "апокриф" было впервые употреблено Иринеем Лионским в сочинении "Против ересей". Апокрифы делятся на ветхозаветные, новозаветные, житийные.   
Словарь церковных терминов и понятий

Апология (греч. apologia «защитительная речь на суде»), один из классических жанров античной и последующей риторики, использованный христианскими авторами в эпоху гонений (кон. I - нач. IV в.) в виде открытых писем в защиту христианства, адресованных императорской и сенатской власти или частным лицам из язычников. Авторами апологий, апологетами, стали обратившиеся в христианство язычники, получившие высшее философское или риторическое образование. Опровергая нелепость распространенных обвинений христиан в атеизме (отрицании многобожия), неблагонадежности и безнравственности, апологеты одновремено утверждали истинность единобожия, высоконравственность и извечность учения Христова. В своей аргументации апологеты распространили философский диалектический метод на данные библейского откровения, что стало сильнейшим импульсом последующему развитию христианской мысли.   
Словарь церковных терминов и понятий

Апостол
(греч. гр. o от глаг. “посылать“): последователь Христа, призванный к служению несения Благой Вести (Евангелия) всем народам; богослужебная книга, содержащая Деяния святых Апостолов и апостольские послания. См. статью "Апостол, книга".   
Словарь церковных терминов и понятий
Апостольник - головной убор монахинь. Цельный плат с отверстием для лица, ниспадающий на плечи.   
Словарь церковных терминов и понятий

Апостольскими отцами или мужами апостольскими (лат. Patres Apostolici) называют ряд церковных писателей конца I - начала II веков нашей эры, про которых есть основания полагать, что они или были знакомы с сами апостолами, или были учениками непосредственных учеников апостолов. Сам термин "апостольские отцы" не родной для Православной Церкви, но был изобретен протестантскими учеными в XVII веке и является достаточно условным. К мужам апостольским сегодня относят: Климента Римского Игнатия Антиохийского Поликарпа Смирнского Папия Иерапольского неизвестного автора "Пастыря Ерма" неизвестного автора "Послания Варнавы" неизвестного автора "Послания к Диогнету" неизвестного автора Дидахе Произведения отцов апостольских близки по стилю и содержанию к книгам Нового Завета, особенно к посланиям апостолов. Хотя сам термин "апостольские отцы" является искусственным, дошедшие до нас произведения по праву входят в сокровищницу святоотеческой письменности и представляют огромную важность для церковных наук, являясь важным источником информации о жизни ранней Церкви, истории развития догматов и истории литургии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Апофатизм (от греч. , - прочь, - говорю), учение о том, что высшая Реальность в своей последней глубине непостижима и неопределима средствами человеческого языка и понятий.   
Словарь церковных терминов и понятий

Апперцепция
(от лат. ad - к и perceptio - восприятие) - понятие философии и психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т. п.; введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант наряду с этой “эмпирической апперцепцией вводит понятие “трансцендентальной” апперцепции - изначального неизменного “единства сознания” как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В. Вундтом психологии апперцепции - восприятие, требующее напряжения воли. В современной психологии синоним восприятия.   
Словарь церковных терминов и понятий
Апракос (греч.) - разновидность Евангелия или Апостола, иначе именуемая «Недельным Евангелием (Апостолом)» или «Богослужебным Евангелием (Апостолом)», в которой текст организован не в порядке книг, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями, начиная со Святой недели. Апракосами являются многие древнейшие славянские евангельские рукописи: Зографское Евангелие, Остромирово Евангелие и некоторые другие. В современной практике Русской Православной Церкви, включая старообрядцев, апракосы не употребляются. В новейшей литературе иногда противопоставляются православные и римо-католические варианты подобных книг; при этом название «евангелие-апракос» сохраняется за текстами православной традиции, а католические книги именуют «евангелиариями» или «евангелистариями».   
Словарь церковных терминов и понятий

Апсида (греч. - круг, свод) - полукруглый выступ со сферическим верхом в восточной стене храма. В апсиде православного храма находится алтарь со святым престолом, а иногда - еще жертвенник и диаконник. Храм бывает трех- и даже пятиапсидным. Внутренняя часть свода апсида называется конхой; на ней обычно располагаются фрески либо мозаичные изображения Спасителя или Богородицы.   
Словарь церковных терминов и понятий

Арианство, христианская ересь IV-VI вв. Возникло в поздней Римской империи, получило название по имени его зачинателя - александрийского священника Ария (греч. Areios, ум. в 336). Ариане не принимали основной догмат христианской церкви, о единосущии Бога-Сына Богу-Отцу. По учению Ария, Сын Божий Логос (Христос) - творение Бога, следовательно, не единосущен ему, т.е. в сравнении с Богом-Отцом является существом низшего порядка. Видную роль в борьбе с арианством сыграли архиепископ александрийский Александр и его преемник Афанасий. С целью преодоления возникших в церкви нестроений, по инициативе императора Константина, в 325 г. в Никее впервые был созван Вселенский Собор на котором арианство было осуждено как ересь. Император Константин утвердил определения собора. Однако вскоре император Константин (ум. в 337) стал склоняться к поддержке ариан: Арий и другие сосланные после осуждения на Никейском Вселенском Соборе епископы-ариане были возвращены из ссылки. С распространением арианства с середины IV в. среди германских племён (в первую очередь среди готов) в конфликтах с арианами стала выражаться рознь между коренным населением империи и готами, из которых комплектовались дружины, состоявшие на службе императора. Арианство вновь было осуждено на Константинопольском соборе 381; сохранялось после этого лишь в варварских государствах Зап. Европы и Сев. Африки. В новой форме арианство возродилось под именем социнианства.   
Словарь церковных терминов и понятий

Армянская Апостольская Церковь, монофизитский патриархат с центром в Эчмиадзине (Армения). Армянская Апостольская Церковь - одна из древнейших христианских церквей, по преданию, восходит к апп. Фаддею и Варфоломею. Исторически образована в 301 г. трудами святителя Григория Просветителя († 335 г.) сын и преемник которого, Аристакес, был участником I Вселенского Собора. В своей догматике основывается на постановлениях трёх первых Вселенских Соборов и придерживается христологии святителя Кирилла Александрийского (т.н. миафизитство). В IV Вселенском Соборе не участвовала по объективным причинам и постановлений его (искажённых переводом) не признала. В период с 491 по 536 г. окончательно отделилась от Православной Церкви. Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В настоящее время насчитывает 5 епархий в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Армяно-католики
- часть армян, сблизившаяся с Римско-католической церковью, принявшая унию, и состоящая в подчинении папе.   
Словарь церковных терминов и понятий

Артос (греч. - [квасной] хлеб) - квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Эту просфору также называют «всецелой», так как частицы из нее не изымаются. В русской церковной практике артос представляет собой высокий хлеб цилиндрической формы, в центре которого помещено изображение воскресшего Господа или креста, но без Распятого. Символизирует присутствие Господа нашего Иисуса Христа - истинного «хлеба жизни» (Ин. 6:35). В первый день Пасхи артос освящается с особой молитвою, всю Светлую седмицу находится в храме, на аналое, а во время Крестного хода, совершаемого каждый день этой недели, обносится вокруг храма. В Светлую Субботу, по прочтении молитвы и раздробления, артос раздается всем предстоящим.   
Словарь церковных терминов и понятий

Архангел
(греч. archaggelos - «начальник ангелов»). В небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» [1], 8-й, предпоследний, ангельский чин. Слово «архангел» в Священном Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (3 Езд. 4, 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впоследствии это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1, 9; 1 Фес 4, 16) и христианской литературой. Всего древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам семь архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Все эти архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в их именах [2]. Поскольку по роду своего служения эти архангелы приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин. Церковью установлено особое празднование: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Наименование «архангел» используется некоторыми отцами Церкви [3] для обозначения предводителя злых сил, диавола - ср.: Еф 6, 12.   
Словарь церковных терминов и понятий

Архидиакон (греч. - старший диакон) - старший диакон в черном духовенстве (т.е. среди иеродиаконов); в настоящее время архидиаконы встречаются, в основном, в Лаврах и некоторых больших монастырях. Звание архидиакона соответствует протодиакону в белом духовенстве, и зачастую дается в качестве награды. Архидиакон, как и протодиакон, имеет право носить двойной орарь. В современной церковной практике архидиаконом нередко называют Патриаршего протодиакона (главный диакон в Патриаршем соборе). Первым архидиаконом является св. первомученик и архидиакон Стефан - один из семи диаконов, выбранных апостолами для раздачи помощи неимущим (Деян.6:3-7). Чин посвящения в архидиакона тот же, что и в протодиакона.   
Словарь церковных терминов и понятий

Архиепископ
(греч.: + + - «главный», «начало» + «над» + «смотритель» = «главный надсматривающий», «главный епископ») - архиерейский сан.   
Словарь церковных терминов и понятий
Архиерей (греч. archiereus - старший священник, начальник священников) - священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства, то же что архипастырь или епископ, если слово «епископ» употребляется не как обозначение сана, а как именование всех священнослужителей, стоящих на высшей, третьей, степени священства, в отличие от пресвитеров и диаконов. В Новом Завете слово archiereus (Мф 26. 3; Лк 22. 54; Деян 19. 14; 22. 30; 23. 4 и мн. др.) обозначает ветхозаветного первосвященника. Это же наименование употребляется по отношению к Господу Иисусу Христу: Евр 4. 14; 5. 10; 9. 11. В рус. переводе Библии в соответствующих местах используется слово «Первосвященник». С IV в. слово «архиерей» начинает регулярно употребляться как синоним слова «епископ» (первоначально наравне со словом hiereus - «иерей», которым со временем стали называть не епископов, а пресвитеров [1]. Архиереи могут совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т.о. в Церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея - 1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного Собора 318 г. - не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского Собора (680-681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться: к епископу "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митрополиту - "Ваше Высокопреосвященство"; к патриарху "Ваше Святейшество" (к некоторым восточным патриархам - "Ваше Блаженство"). Неофициальное обращение к архиерею - "владыко".   
Словарь церковных терминов и понятий

Архиерейский собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения каких-либо церковных вопросов.   
Словарь церковных терминов и понятий

Архимандрит
(греч.: + - «главный», «начало» + «ограда», «хлев для скота», «овчарня» = «главный над оградой», «начальник над овчарней») - монашеский чин. По преданию, впервые так стали называть преподобного Симеона Столпника, Антиохийского архимандрита. Вокруг столпа, на котором подвизался святой, желавшие подвизаться под его руководство сделали ограду из сухих камней, от чего преподобный стал «главным над оградой». [1] Уже с V века наименование архимандрита прилагается в Греческой Церкви к начальникам монастырей. Поначалу так назывались игумены избранные епископом для надзора над монастырями его епархии, а когда надзор над монастырями перешел к великим сакеллариям, наименование в качестве почетного титула было придаваемо игуменам важнейших монастырей в епархии.   
Словарь церковных терминов и понятий
Архистратигом, т. е. «главным военачальником», именовался главнокомандующий. Поэтому так именуют и архангела Михаила - главу воинств небесных.   
Словарь церковных терминов и понятий

Архитриклин - распорядитель пира.   
Словарь церковных терминов и понятий

Архонтами некогда называли высших должностных лиц в древнегреческих полисах. В Византийской империи этот титул носили высокопоставленные вельможи. После падения Византии титул иногда присваивался Патриархом Константинопольским, который при турецком владычестве возглавлял греческую общину не только в церковном, но и в гражданском отношении. Сорок лет назад американский архиепископ Иаков ввел чин архонтов для награждения особо отличившихся мирян-греков за их заслуги перед Константинопольским Патриархатом - как материального, так и общественного характера. Архонты объединены в орден Святого Андрея. По существу, титул архонта сообщает нечто вроде "церковного дворянства", присваиваемого Константинопольским Патриархом. В 2005 году патриарх Варфоломей (Архондони) возвел в архонты и великие риторы Константинопольского Патриархата экс-президента СССР Михаила Горбачева. Этого отличия экс-президент был удостоен как "крещеный русский православный христианин", сыгравший решающую роль в "принятии законодательства, гарантирующего религиозную свободу в бывшем СССР". Инвеституру (обряд возведения в достоинство архонта) от лица Патриарха Варфоломея I совершил его представитель в США архиепископ Американский Димитрий. Церемония проходила в гостинице "Хилтон". Любопытно, что на следующий день греческим архонтом стал и бывший директор ЦРУ Джордж Тенет, служивший церемониймейстером при возведении М.С. Горбачева в архонты.   
Словарь церковных терминов и понятий

Астерикс - звездица, поставляемая на дискосе при совершении Литургии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Астрология, лженаука о влиянии небесных светил на жизнь и судьбы отдельных людей и народов. Возникла в древней Ассирии, Вавилоне и Египте. Будущее Астрологией представляется в виде специальных чертежей - гороскопов. По православному вероучению, будущее человека и мира знает только Бог, и Он открывает это будущее только через своих пророков. Ныне времена пророчеств окончились, и все попытки таких пророчеств являются шарлатанством (что подтверждается в наши дни деятельностью целой армии астрологов). Астрология - один из способов “зомбирования” человека: внушив ему некую предопределенность будущего, диавол контролирует его поведение и мысли, поскольку, поверив в предсказание, человек ограничивает свою свободу и непосредственное восприятие действительности (трезвение). Однако, несмотря на предостережения Церкви, ныне астрология широко развивается в кругах малообразованного населения. Полная несостоятельность астрологии постоянно подтверждается жизненной практикой.   
Словарь церковных терминов и понятий

Атеизм (греч. atheos - безбожный; франц. atheisme, от греч. а - отрицательная частица и theos - бог; буквально - безбожие), отрицание существования Бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии.   
Словарь церковных терминов и понятий

Атриум, открытый двор перед западным фасадом церкви, окруженный четырьмя коллонадами - портиками. Форма атриума, вероятно, происходит из перистиля, внутреннего двора обычного римского дома. В центре атриума обычно располагался сосуд (лутир, фиал), предназначенный для ритуального омовения рук. Атриум никогда не был необходимой частью храма, хотя обычно атриумы присущи большинству храмов IV-VI вв. Их основная функция это ритуальное омовение, также место для сбора процессии перед входом в храм, поскольку все входили в храм одновременно. После VI столетия атриумы встречаются редко, вероятно, из-за изменения в обряде входа в храм традиция общего совместного входа постепенно исчезла. Но начиная с IX века атриумы вновь появляются в некоторых храмах Константинополя.   
Словарь церковных терминов и понятий

Афедрон - (греч.) задний проход. Встречается в церковно-славянском переводе Евангелия: "всяко, еже входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит" (Мф. 15, 17). В русском синодальном переводе "уста" и "чрево" оставлены, а третье существительное почтено за лучшее опустить совсем: "все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон".   
Словарь церковных терминов и понятий

Апостольскими отцами  (лат. Patres Apostolici) называют ряд церковных писателей конца I - начала II веков нашей эры, про которых есть основания полагать, что они или были знакомы с сами апостолами, или были учениками непосредственных учеников апостолов. Сам термин "апостольские отцы" не родной для Православной Церкви, но был изобретен протестантскими учеными в XVII веке и является достаточно условным. К мужам апостольским сегодня относят: Климента Римского Игнатия Антиохийского Поликарпа Смирнского Папия Иерапольского неизвестного автора "Пастыря Ерма" неизвестного автора "Послания Варнавы" неизвестного автора "Послания к Диогнету" неизвестного автора Дидахе   
Словарь церковных терминов и понятий

Аэрограф
- прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др.
Словарь художественных терминов

Акцент
- прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве некоторой фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.
Словарь художественных терминов

Адорации жест
(лат. adoratio - поклонение) - в иконографии изображение молитвенной позы с воздетыми к небу руками.
Словарь иконописных терминов

Ангел Великого Совета
- тип изображения Иисуса Христа в виде юноши с крыльями ангела и восьмиконечным нимбом. Также именуется «Спас благое молчание».
Словарь иконописных терминов

Ассист, асист - клеящий состав для наложения листового золота или серебра на поверхность иконы. Так же называют золотую разделку в виде лучиков.
Словарь иконописных терминов


Акафистник
- богослужебная книга, содержащая акафисты Спасителю, Божией Матери и отдельным праздникам в память событий из земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы (Страстям Христовым, Успению Богородицы и т. д.), чудесно явленным иконам (Владимирской, Казанской и др. иконам Божией Матери), а также акафисты Святителю Николаю, святому Иоанну Предтече и другим святым.     
Библиографический словарь

Акты мучеников (лат. acta martyrum) или акты святых (acta sanctorum), наименование сборников древнейших известий о мучениках. Различаются два типа подобных актов. Первый тип представлен официальными судебными протоколами тех процессов, которые велись римскими властями против христиан. К такого рода протоколам (дошедшим, естественно, в позднейших списках) относятся акты процесса против Киприана, епископа карфагенского, и его казни 14 сентября 258 г.; эти протоколы были составлены канцелярией проконсула Африки. Фрагменты такого рода протоколов могут сохраняться и в позднейших переработках житий мучеников (таковы, например, акты скиллийских мучеников и акты сенатора Аполлония). Другой тип мученических актов - это записи очевидцев-христиан, стремившихся сохранить для церкви достоверное описание страданий и победы подвижника; такие акты носят наименование мученичества (от гр. (, лат. passio). Древнейшим памятником этого рода является Мученичество св. Поликарпа Смирнского (ум. 156 г.), сделавшееся образцом для всей древнехристианской литературы мученичеств. К этому же типу относятся Мученичество св. Иустина Философа (ум. ок. 165 г.). Мученичество свв. Перпетуи и Фелицитаты (ум. 202 г.), Послание общин Виенны и Лиона братиям в Азии и Фригии с описанием преследования галльских мучеников (170-е годы), уже упоминавшееся повествование о сенаторе Аполлонии, пострадавшем между 180 и 185 гг., в котором используются протоколы его процесса. Мученичество св. великомученика Прокопия, пострадавшего при Диоклетиане в 303 г., акты персидских мучеников, пострадавших во время гонений IV-V вв. Собирание актов мучеников начинается еще в период гонений. Согласно древнему, хотя и недостоверному преданию св. Климент поставил в Риме семерых нотариев, которые должны были собирать мученические акты, идущие от разных христианских обшин. После прекращения гонений собирание свидетельств о мучениках приобретает постоянный и целенаправленный характер. Появляются собрания таких актов. Сюда относится прежде всего “Собрание древних мученичеств” ( ) Евсевия Кесарийского (ум. 339 г.), которое до нас не дошло, и “История палестинских мучеников”, сохранившаяся в сирийском переводе; оба этих памятника составили основу “Церковной истории” Евсевия, одного из важнейших источников для ранней истории христианства. В многочисленных последующих переработках этот материал вошел затем в минеи, месяцесловы и синаксари; на этой почве развились различные типы агиографических повествований с определенными структурными схемами, отбором деталей и содержательными клише.     
Библиографический словарь

Антологион (греч. "Цветослов"), название "Минеи праздничной".       
Библиографический словарь

ГлавнаяГостевая книгаКонтактыКарта сайта
Библиотека
К началу Словаря